Главная

Картины
Биография
Публикации
Контакты

Под сенью Лаврских куполов.

Мастерская в святых киевских местах - не случайность: Иван Пилипенко, как и основатели Печерской Лавры, родом из Черниговщины. Может, и вправду патриархи подземного монастыря покровительствуют его трудолюбию и таланту? Как знать... Но, несомненно, в каждой работе Ивана Пилипенко живет свет Лаврских куполов. В творчестве художника были периоды письма в темных тонах, но только палитра с преобладанием светлых подарила ему радость внутренней гармонии, только она дала ощущение единства личности художника и его живописи.

Лавра дарит свою красоту тем, кто способен ее увидеть. Таким же свойством обладают рожденные под звон колоколов, построенные по законам иконописи, искренние, как молитва, полотна Ивана Пилипенко, сотканные из тончайших разноцветных частичек света, слившихся в один цвет, «подобный счастливому дню, сорванному цветку и звезде». Об этом потрясенная творчеством мастера незнакомка написала так: «Работы художника всегда выполнены в светлых тонах, этим создается особое настроение и особый мир. Все наполнено светом. Однако это не свет Солнца или звезд, но иной, какой-то сверхъестественный, растворяющий границы между предметами и соединяющий собою все воедино. Непрозрачное становится проницаемым и возникает реальность на грани земного и небесного Миров, где Время и Вечность не исключают друг друга, но присутствуют одновременно, а естественные цвета не исчезают до конца, но высветляются до предела. В пейзажах невозможно определить время суток: земное мгновение здесь уступает место мгновению Вечности. Они схожи между собой тем, что отражают в большей степени не красоту земной природы, но красоту покоя Вечности и Света».

Наверняка, вы бы написали или подумали иначе, но, возможно, согласитесь с тем, что для Ивана Пилипенко характерны высокая художественная культура с ярко выраженными чертами рафинированной интеллигентности и благородства, ясность мышления, стремление найти и подарить зрителям тонкие и лаконичные ассоциативные формулы, равноценные его духовным взлетам. Именно они притягивают к себе и высоких, и очень высоких гостей.

Нередко, посещая мастерскую, гости предлагают художнику нанести им ответный визит. После знакомства с работами Ивана Пилипенко посол Норвегии в Украине господин Освинд Нордешттен и сопровождавшие его депутаты сортинга (парламента) пригласили художника познакомиться со страной фиордов. Так Иван Пилипенко побывал на родине Санта Клауса.

В творчестве украинского художника присутствует то общечеловеческое, что позволяет людям, принадлежащим к другим культурам, понимать его искусство, ощущать импульс, посланный их чувствам. Заглянувший в мастерскую незнакомец пожелал приобрести работу. Оказалось, ценитель творчества никто иной, как владелец известной лондонской галереи модерного искусства. Иван Пилипенко выразил сомнение по поводу того, как впишутся его работы в контекст коллекции. На что галерист ответил: «Такие картины я покупаю для души».

В 1992 году Иван Пилипенко был приглашен на стажировку в Великобританию в арт-колледж Челтонхема, где не только совершенствовал профессиональное мастерство, но и обзавелся новыми друзьями, получил хорошую языковую практику. Еше в свою первую поездку за рубеж - в Прагу - лучший студент Академии решил заняться изучением языков. Стимулом стало отсутствие мастерской после окончания вуза и жажда путешествий. Налегке с этюдником он исколесил всю Европу, но даже храм Аполлона в Греции так не потряс его воображение, как Италия. Она заняла особое место в его душе и творчестве. Вновь и вновь возникают на полотнах, как мираж, как сон, сказочно прекрасная Венеция, собор Святого Марка, ажурный дворец Контарини Боволо, каналы Канареджио и Гранде, острова Сан Джорджо Маджоре, Сан Микеле... Художник еще долго будет рисовать свою Венецию. Он знал и полюбил ее задолго до путешествий - по произведениям великих мастеров «венецианской школы» во время учебы, в период стажировки в 1994-1997 годах в творческих мастерских ассистентуры при Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры у профессора Николая Стороженко.

После дальних странствий особенно манит тишина и умиротворенное спокойствие Лавры. Туда художник спешит за благословением, вдохновением и энергией, чтобы отдать их живописи и тем, кто доверил ему свое будущее, - как он когда-то верил преподавателям Киевского художественно-промышленного техникума (ныне Институт имени Бойчука), где получил основы знаний; Виктору Зарецкому, в приватной школе которого оттачивал мастерство живописца; и особенно Николаю Стороженко - в его мастерской храмовой живописи и культуры Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры художник учился, а теперь, по его словам, «имеет честь и удовольствие преподавать».
После дневных трудов художник снова торопится увидеть вечернюю Лавру, поработать в мастерской, чтобы не было повода закрыть когда-то открытую дверь.

//Л. Корниенко. Под синью Лаврских куполов. Стиль и дом №2, 2005.


[Главная] [Картины] [Биография] [Публикации] [Контакты]