Картины
Биография
Публикации
Контакты

Мастерская художника Ивана Пилипенко находится в святом для христианина месте – Киево-Печерской Лавре. В монастырской тишине художник создает свои дивные светлые полотна. Изображенные на них лики ангелов навевают раздумья о смысле жизни, а храмы вселяют умиротворение. Спокойный, философски настроенный и сам автор. Его мысли и картины – к Вашему вниманию.

Об учителе

"У господина Николая Стороженко я учился еще во времена социализма, когда он не был профессором Художественного института. Продолжительное время художника мало ценили, но он не обращал внимания на это, творил и преподавал. В институте я меня были пятерки по живописи, и когда в преподавательском окружении узнали, что я подаю заявление к Стороженко, то начали все вместе отговаривать — дескать, у Стороженко карьеры не сделаешь. А нынче к господину профессору очередь... К студентам он имеет особый подход, руководствуется тем, что у каждого — собственное неповторимое ощущение мира. Радуюсь, так как мне выпала честь преподавать в Украинской академии изобразительного искусства и архитектуры именно под крылом Николая Стороженко, в его мастерской храмовой живописи и культуры."

О светлом и темном

"Использование светлых красок в живописи - это мой путь. Перепробовал и темные, и яркие тона. Поначалу работы в работах было что-то резкое, агрессивное, но в 1995 году, когда я получил мастерскую в Лавре, неожиданно для себя самого заметил, что использую в роботах цвета все светлее и светлее. Богом избранное место подарило мне покой в жизни и в работе. И каждой из моих картин тоже присуще умиротворение.
Открою небольшой секрет: они выстроены на началах иконописи, с использованием обратной перспективы. Ну, и, конечно, их созидание нуждается в особом душевном состоянии - уравновешенности, любви к миру. В похожем состоянии работают иконописцы. Они постятся, не грешат, находятся в общении с Богом. К такому же состоянию стремлюсь и я. А достигаю его утром, когда ничто не мешает мыслям, тело бодрое, а душа в гармонии с миром."
 

Об уединении

"Иногда человеку неудержимо хочется уединения, Такая же идея и одной из моих картин - «Наслаждение безмолвием». Находясь в одиночестве, я разговариваю сам с собой, размышляю. Это может длиться неделями. Если день протекает во встречах, в работе со студентами в Академии, в поездках по городу, то вечером все равно возвращаюсь к себе в Лавру. Просто посидеть в тишине, подумать, набраться хорошей энергии от святого места. Тема уединения для меня целиком закономерна. Да и вообще, творчество - вещь сугубо индивидуальная. Особенно если художник напряженно ищет свой путь."

О муках творчества

"Как быстро я пишу свои картины? Все зависит от состояния души. Иногда выпадает такой хороший день и прекрасное настроение, когда могу завершить какую-то работу за час. И при этом хорошую картину, которую в другое время рисовал значительно дольше. А здесь раз - и произошло! Тем не менее, на обдумывание произведения всегда идет немало времени. Над некоторыми картинами я размышляю годами. Особенно это касается маленьких деталей. А бывает, что картина так и не поддается... Тогда я беру и рисую новую поверх этой... "
В моем творчестве некогда не было резких прыжков от образа к образу, от темы к теме. Все происходило гармонично. Важно показать миру не столько саму тему, а свое видение ее. Что-то я ощущаю хорошо, а чего-то совсем не ощущаю. Скажем, история мне не такая близка, как философия или религия. Не могу сразу рисовать то, что вижу. Предмет надо познать, осмыслить. Вся эта жизнь, мучения творчества. Иногда проходит неделя, а рисовать не хочется. И такое впечатление, будто некогда и не рисовал."

О фотографии

"Создавать помогает увлечение фотоискусством. Когда изображаю определенное сооружение, скажем, храм «Спаса на Бересте», надо под рукой иметь еще и фото. Ведь не всегда удается выйти на пленэр или запомнить все детали здания, освещение.
Очень люблю фотографировать Лавру в разные поры года. При этом, внимательно слежу: какие сегодня деревья, небо, снег, туман, как он обволакивает сооружения. Вот посмотрите, замечательный день - такое все прекрасное в тумане, заретушированное природой. Прямо хочется погрузиться в этот туман! Эта неяркая погода способна свести много деталей в единое целое. А целостность - один из важнейших факторов не только в живописи, а и во всей человеческой жизни. Ценится целостный характер, целостное видение. Интересно выслеживать в природе такие состояния. Они бывают утром, под вечер, во время сильного дождя или снега. И тогда храмы, деревья, небо, земля, люди выступают единым целым. А вот когда яркое солнце, замечается какая-то раздельность, небо давит синевой, и от этого голова идет кругом.
И в картинах я тоже каждый элемент объединяю с другими. В плоскости полотна все переплетается - дерева с церковью, небо с землей. Тем не менее, есть и контрасты: пятна большие - малые, углы острые - мягкие, высокое - низкое, темное - светлое. Картина влияет на зрителя не сюжетностью, а определенной недоговоренностью, бессловесностью. Она действует своими плоскостями, углами, пятнами, паузами, между которыми зритель читает, будто между строками книжки. Деталь тянется к детали, темные цвета - к темным, светлые - к светлым. Как и в реальной жизни: хорошие люди тянутся к хорошим, а плохие - к плохим."
 

О странствованиях

"С того момента, когда я получил мастерскую в Лавре, меня совсем не тянет в странствования. Раньше по пять раз в год ездил за границу. Много где бывал, немало интересного видел. Например, когда проходил стажировку в арт-колледже города Челтонхем в Великобритании, обошел очень много музеев, общался с многими уважительными политиками и художниками. Конечно, как на человека творческого, странствия на меня влияли. А сейчас наоборот - люди со всего мира приходят ко мне! Не знаю даже, гостей из какой страны еще не было в моей мастерской. Двери моей мастерской постоянно открыты. Где только нет моих работ! На Востоке, на Западе, в Африке, в Австралии... И что интересно: человек может не иметь представления об украинской культуре, но одинаково хорошо понимает мои полотна. Я не знаю, чем привлекает африканца лаврский пейзаж, но тот его ощущает сердцем и восхищается!"
 

О современном поколении

"Молодежь сегодня значительно умнее - не дает себя одурачивать так, как это было в мои студенческие года. Она все понимает, ощущает. И потому в Академии студенты к кому-то охотно идут учиться, а кого-то избегают. Конечно, государство в наше время художников особенно не поддерживает, тем паче молодых, тем не менее, дать им качественные, добротные знания. У отечественного художника нет необходимости в заграничном образовании. Наша художественная школа - конкурентоспособная и имеет большой международный спрос.
Считаю, что, живя в Украине, прошел наилучшую в мире школу жизни. И если бы пришлось начать все снова, я бы избрал тот же путь."

//Welcome to Ukraine. Monologues.


[Главная] [Картины] [Биография] [Публикации] [Контакты]